096 86 555 55
Uncategorized

STOP BEING IDEAL PARENTS

 

The psychologist Svetlana Roiz: about the dangers of child-centrism and parental perfectionism being now fashionable. Many fathers recognize their wives in this text. And not only them

When I see advertisements of each next training «How to be an ideal parent» or «How to raise an obedient/successful/famous child», once again I dream to create a vaccine against this ideality. Such parents are called the «ideal helicopter parents». The «ideal parent» often means super-present one in a child’s life, but mentally absent.

This metaphor appeared in the late 60’s — early 70’s in the book of Chaim Ginotta «Between a parent and an adolescent». The teenager in it said: «Mom is floating above me as the helicopter …» The helicopter parents hover and overhang above children and care, intervene, control and do not let them out of sight. They, of course, do everything sincerely and to the benefit of a child, and give, certainly, the best they have… Super-attending, at the same time they are emotionally distant in reality. Even if it seems to them that they know and feel children and they are their best friends.

The ideal parent as well as an ideal employee, husband or wife, is a myth created and imposed by the society. A person constantly comparing itself with the ideal is prone to neurotic depression; it is often anxious, unsure of itself and tense. It can not relax, rarely pleased of itself, and feels a sense of guilt. But it is convenient, because all its senses are a wonderful occasion for manipulations. Where there is a sense of guilt, the manipulation almost always begins. Where there is a shift, in focus of attention, to an external object, the feeling of the own self is lost.

I asked the «ideal mothers» to honestly answer to the question: «What will happen to the worst, if you are not an ideal mother?» The answers were as follows:

— my husband will be disappointed and probably will go to the other;
— I will not be loved;
— what will my mother in law /mother /sister think;
— then, I will realize that I am not capable for anything;
— then, I live in vain;
— the sense of guilt will gnaw;
— then, I will be like my parents;

What has it to do with children? It turns out that we use them «to collect likes» for our self-esteem of life.

Our myth about the ideality is formed very early. Firstly, it serves as a mediator between us and our parents. A mediator instead of a healthy attachment and confidence in the fact that there is a place for us: in love, in family and in the world. And it turns out that we serve it, this myth.

To the question: «what mom is ideal?», the majority of children answer: «mine». Kids do not understand the question at all. 🙂

And if to ask them: «if to touch your mom and dad with the magic wand and they will become magic?», the children said:
– they will not scream,
— they will not make reading and doing homework,
— they will not be fighting with each other,
–  they will buy all,
— they will allow to play with phone and tablet,
— they will never die.

The ideal can not be available, as the world is too diverse. What is ideal for one is absolutely not acceptable for another. Each child has its lessons that are important for it to be gone through and that it should undergo only with «imperfect» us. The ideal parents are arrogant, evaluative and often boring, or often «flirt» with their children. They are crammed with citations and useful knowledge on how it is right. But…

Read also about the way the child-centrism leads to

In one interview I said that I have my inner ‘anti-rating» of schools in Kiev. I created it after the therapeutic work with children. The school made my list only if there were many similar school requests and situations with very different children. After that I receive letters, almost every day, with the request to advice the ideal school. I answer that it is impossible. Because for compliance with the «ideality», it is important to take into account too many things: city district, psychological type of a child, and needs of the current time for a child. There are schools, in which a child will be very comfortable in emotional context: its self- esteem will be stronger and its communicative skills will be pulled up. But at the same time the level of knowledge may be weaker than that in school, where it will know a subject for sure, but will study in severe competitive environment.

Between my children there is a disparity in 12 years. And it is not only the «calendar» age gap. Between them there are 12 years of my own personal therapy. And I can not say yet, that the «virus of the ideality» exacerbated by the diagnosis «well-you-are-the-psychologist» is completely neutralized. I am almost sure that my younger daughter would have something to tell her psychotherapist about childhood. And this is despite all my doing internal work. Thanks to those, who often remind me that children do not need the ideal parents and that they harm for our obligations and responsibilities. It is difficult for them to correspond to our «ideality»; they suffocate on our correctness, pressure and expectations. They are anxious and uncomfortable in sensations of our «helicopter hovering» above them. Just imagine that above you, adults, the helicopter is overhanging around the clock. We will want to run — that is exactly what our children do, running away to phones, tablets, fantasies, social networks….

Read also, from where do bad fathers appear? Interview with Svetlana Roiz

If we are the «ideal» parents:
We do not give possibility to a child to be adapted to real life.
We often fix above measure on mistakes and do not allow both to it and ourselves to make mistakes.
We can not relax and lose contact with life itself and happiness.
We are not in contact with a child’s true potential and hinder our child to grow up to be its own self.
We do not often give time to a child to feel its own desire and need.
We often use its successes or expect its successes to raise our self-esteem.
We do not give possibility to it to enjoy childhood.
We are very tired and burn out.
And we often have a sense of guilt as well as feeling that we did not make up anything important.

And what to do? To temporarily direct all this «helicopter power» on ourselves.
As for me, in courses for parents (or in our personal work with ourselves) it is important to have the intentionality to contact with own self, to treatment of our own injuries, to acquaintance with our own «inner child», and to transformation of senses of guilt and shame. There it is important to have knowledge of developmental psychology, development of the nervous system, the brain of a child, and the needs of each age. Important are games, songs, creativity — tooling of a child’s world. Important are own practices to recover the resource and harmonization. And the contact with own race is also important. The speed in promise to get quick results is dangerous there – internal processes have their own laws and safety practice. It is dangerous to give promise of a magic pill against any «symptoms». Especially there is a danger in non-sustainability, window dressing and sense of vulnerability in groups. Wherever there is a touch to experience of our childhood, the special correctness and care are important. And, of course, dangerous are manipulative schemes — what to do and say to achieve something from someone. This even more «enchants» us and relations. That I have already written can be a rough plan to work with the own self — on the way from the ideality to competence and calm. There is no need to completely get rid of the gravitation towards the ideality and perfectionism. In any case we have that edge and «that its quantity», which can come in handy. I sometimes give a task for students and clients to analyze advantages (what I get from) of this quality and disadvantages (what I lose, when I show it). It is important not to lose contact with the force of the quality.

We put into children all we have. Often expecting the gratitude, closeness, respect and trust to get in return. And a child often «returns» the aloofness and selfishness. Maybe, that’s what it takes and catches «behind» our «helicopter ideality» and over-concern?

And some few for optimism:
A Jewish boy of six years old is admitted to school. At the interview he is asked, how many seasons does he know?
The kid thinks for a moment and says with confidence:
— Six!
The Director hints him:
— And if to think about?
The guy thinks for a moment and says:
— To be honestly, I don’t remember any more…
The Director expressively looks at the reddened mummy of the boy and sends them to the corridor for a moment. There the mother indignantly asks the boy:
— Sam, and what was this?!
— Mom! — answers her son almost in tears, — I really do not remember more, except Tchaikovsky, Vivaldi, Haydn, Piazzolla, Loussier and Glazunov!

096 86 555 55
Uncategorized

ПЕРЕСТАНЬТЕ БЫТЬ ИДЕАЛЬНЫМИ РОДИТЕЛЯМИ

Психолог Светлана Ройз об опасностях модного теперь детоцентризма и родительского перфекционизма. Многие отцы узнают в этом тексте своих жен. И не только их

Когда я вижу рекламу очередного тренинга «Как стать идеальным родителем» или «Как вырастить послушного/успешного/знаменитого ребенка», то очередной раз мечтаю создать вакцину против этой идеальности. Таких родителей называют «вертолетными идеальными родителями». (Helicopter parent). Часто- «идеальный родитель» — супер-присутствующий в жизни ребенка, но психологически отсутствующий.

Эта метафора появилась в конце 60-х — начале 70-х годов в книге Хаима Гинотта «Между родителем и подростком». Подросток в ней произнес: «Мама парит надо мной, как вертолет…» Вертолетные родители — зависают и нависают над детьми и заботятся, вмешиваются, контролируют, не выпускают из виду. Они, конечно, все делают искренне, и на благо ребенка, и дают, конечно, лучшее, что у них есть… Супер-присутствуя и одновременно по-настоящему — эмоционально отдаленно. Даже, если им кажется, что они знают, чувствуют детей и с ними лучшие друзья.

Идеальный родитель, как и идеальный сотрудник, муж, или жена – это миф, созданный и навязанный обществом. Человек, постоянно сравнивавший себя с идеалом предрасположен к невротической депрессии, часто тревожен, не уверен в себе, напряжён. Он не может расслабиться, редко доволен собой, испытывает чувство вины. Но он удобен, ведь все его чувства — чудесный повод для манипуляций. Там, где есть чувство вины, практически всегда начинается манипуляция. Там, где есть смещение фокуса внимания на внешний объект — теряется ощущение, целостность своего Я.

Я просила «идеальных мам» честно ответить на вопрос: «Что случится самого плохого, если вы не будете идеальной мамой?» Ответы были такими:

— муж разочаруется и, возможно, уйдет к другой;
— меня не будут любить;
— что подумает свекровь/мама/сестра;
— значит, я пойму, что ни на что не способна;
— значит, живу напрасно;
— загрызет чувство вины;
— значит, буду такой, как мои родители;

При чем здесь дети? Получается, что мы используем их, чтобы «собрать лайки» для нашей самооценки от жизни.

Наш миф об идеальности формируется очень рано. Вначале служит посредником, между нами и нашими родителями. Посредником вместо здоровой привязанности и уверенности в том, что нам есть место — в любви, в семье, в мире. А потом оказывается, что это мы служим ему — этому мифу.

На вопрос — «какая мама — идеальная?» Большинство детей отвечают — «моя». Малыши вообще не понимают вопроса. 🙂

А если у них спрашивать «а если до мамы и папы дотронуться волшебной палочкой и они станут волшебными?», дети говорили:
-не будет кричать
— не будет заставлять читать и делать домашние задание
— не будут ругаться друг с другом
-будут все покупать
— будут разрешать играть на телефоне и планшете
— никогда не умрут

Идеала не может быть, мир слишком разнообразен. То, что идеально для одного — совершенно не приемлемо для другого. У каждого ребенка свои уроки, которые ему важно пройти и которые он должен пройти только с «неидеальными» нами. Идеальным родители — высокомерны, оценочны и часто скучны или часто «заигрывают» со своими детьми. Они напичканы цитатами и полезными знаниями, о том, как правильно. Но…

Читайте также. К чему приводит детоцентризм

В одном из интервьюя сказала, что у меня есть мой внутренний ‘антирейтинг» школ Киева. Я создала его после терапевтической работы с детьми. Школа попадала в мой список только, если было много похожих школьных запросов и ситуаций у совершенно разных детей. После этого мне почти каждый день приходят письма с просьбой посоветовать идеальную школу. Я отвечаю, что это невозможно. Потому что для соблюдения «идеальности» важно учитывать слишком многое: район города, психологический тип ребенка, потребности текущего времени для ребенка. Есть школы, в которых ребенку будет очень комфортно эмоционально, окрепнет его самооценка, подтянутся коммуникативные навыки. Но при этом уровень знаний может быть слабее, чем в школе, где он точно будет знать предмет, но будет учиться в условиях жесткой конкуренции.

Между моими детьми 12 лет разницы. И это не только «календарная» разница в возрасте. Между ними 12 лет моей собственной личной терапии. И я не могу пока сказать, что «вирус идеальности», усугубленный диагнозом «ты-ж-психолог», полностью нейтрализован. И практически уверена, что моей младшей дочке будет что порассказать о детстве своему психотерапевту. Несмотря на всю мою проделываемую внутреннюю работу. Спасибо тем, кто мне самой часто напоминает, что детям не нужны идеальные родители, что им вредят наши долженствования и ответственность. Им сложно соответствовать нашей «идеальности», они задыхаются от нашей правильности, давления и ожиданий. Им тревожно и дискомфортно от ощущения нашего «вертолетного зависания» над ними. Просто представьте, что над вами — взрослыми круглосуточно висит вертолет. Нам захочется бежать — так ведь именно это наши дети и делают, убегая в телефоны, планшеты, фантазии, соцсети….

Читайте также. Откуда берутся плохие отцы? Интервью со Светланой Ройз

Если мы «идеальные» родители:
Мы не даем ребенку возможности адаптироваться к реальной жизни.
Мы часто излишне фиксируемся на ошибках и не позволяем ни себе, ни ему ошибаться
Мы не можем расслабиться и теряем контакт с самой жизнью и счастьем.
Мы не в контакте с истинным потенциалом ребенка, мешаем своему ребенку вырасти самим Собой.
Мы часто не даем ребенку успеть ощутить его собственное желание и потребность
Мы часто используем его успехи или ожидаем его успехов, чтобы поднять свою самооценку.
Мы не даем ему насладиться детством
Мы очень устаем и выгораем
И мы часто испытываем чувство вины и ощущение, что чего-то важного «недодали»

И что же делать? Всю эту «вертолетную энергию» на время направить на себя.
Как по мне, на курсах для родителей (или в нашей личной работе с собой) — важна направленность на контакт с самим собой, на лечение своих травм, на знакомство со своим «внутренним ребенком», на трансформацию чувства вины и стыда. В них важны знания возрастной психологии, развитии нервной системы, мозга ребенка, потребностях каждого возраста. Важны игры, песни, творчество — инструментарий мира ребенка. Важны собственные практики для восстановления ресурса и гармонизации. Важен контакт со своим родом. В них опасна скорость, обещания быстрого результата — у внутренних процессов есть свои законы и техника безопасности. Опасно обещание волшебной таблетки от любых «симптомов». Особенно опасна неэкологичность, показушность и ощущение уязвимости в группах. Везде, где есть прикосновение к опыту нашего детства — важна особенная корректность и бережность. И, конечно, опасны манипулятивные схемы — что делать и говорить, чтобы добиться от кого-то чего-то. Это еще больше «заколдовывает» отношения и нас самих.

То, что я написала, уже может быть приблизительным планом работы с собой — на пути от идеальности к компетентности и спокойствию.

От стремления к идеальности и перфекционизма не нужно избавляться полностью. В любом качестве для нас есть та грань, «то его количество», которое может пригодиться. Студентам и клиентам я иногда даю задание проанализировать — преимущества (что я получаю от) этого качества и недостатки (что я теряю, когда его проявляю). Важно не потерять контакт с силой качества.

Мы вкладываем в детей все то, что у нас есть. Часто ожидая взамен благодарность, близость, уважение, доверие. А ребенок часто «возвращает» отстраненность и эгоизм. Может, именно это он и принимает и улавливает «за» нашей «вертолетной идеальностью» и сверх-заботой?

И для оптимизма:
Еврейского мальчика шести лет отдают в школу. На собеседовании его спрашивают, сколько он знает времен года?
Дите на минутку задумывается и уверенно говорит:
— Шесть!
Директор ему намекает:
— А если подумать?
Парень задумывается на минуту и говорит:
— Честное слово, таки больше не помню…
Директор выразительно смотрит на побагровевшую мамашу мальчика и отправляет их на минуточку в коридор. Там мама возмущенно спрашивает мальчика:
— Сёма, и шо таки это было?!
— Мама! — чуть не плача отвечает ей сын, — Я правда не помню больше, кроме Чайковского, Вивальди, Гайдна, Пьяццола, Лусье и Глазунова!