096 86 555 55
Uncategorized

Проблема воспитания

Проблема воспитания – не дети, а взрослые, сказал гениальный итальянский педагог и отец четверых детей Франко Нембрини. Подобные взгляды разделяют многие психологи: «Все, что мы желаем изменить в детях, следовало бы прежде всего внимательно проверить: не является ли это тем, что лучше было бы изменить в нас самих. Например, наш педагогический энтузиазм. Вероятно, его лучше направить на себя», — сказала Юлия Гиппенрейтер, автор нескольких бестселлеров о общении с детьми.

Как на практике переключить фокус внимания с постоянного «воспитания» ребенка на самого себя? Мы отобрали для вас советы лучших родителей психологов. Их конечно же больше, таких советов, но эти, кажется, самые простые и эффективные.

1.Отрезвляющий список.

Светлана Ройз: «Собственные дети — лучшие индикаторы и диагносты. Они дают лучшую обратную связь родителям. На одном из семинаров я даю «садистское» в некотором смысле домашнее задание студентам — написать список качеств, которые они хотят видеть в своих детях. И поставить галочку напротив каждого качества, в котором они являются примером. Очень отрезвляющая практика».

2.Посмотрите со стороны на свое общение

Юлия Гиппенрейтер: «В течение дня (а лучше двух-трех дней) постарайтесь подсчитать, сколько раз вы обратились к нему с эмоционально положительными высказываниями (радостным приветствием, одобрением, поддержкой) и сколько – с отрицательными (упреком, замечанием, критикой). Если количество отрицательных обращений равно или перевешивает число положительных, то с общением у вас не все благополучно».

3.Три сильных вопроса для всех

Пол Шили, предприниматель, отец троих детей: За обеденным столом мы обычно подводим итог каждому дню. Мы знаем, что такая традиция – это ключ к тому, чтобы достичь успеха в жизни, бизнесе, отношениях. Это позволяет вам сохранить каждый день хороший темп, сравнивая его с предыдущим, постоянно улучшая свою жизнь. Поэтому во время ужина, сидя за столом, мы сначала спрашивали друг друга, а потом и каждого из детей:

Что сегодня было действительно хорошим?Что пошло не так хорошо, как ты хотел бы?Чего ты с нетерпением ждешь завтра?

Мы впятером обсуждали каждый вопрос, размышляли над ними и потом ставили последний вопрос: Расширил ли я свою осознанность сегодня? Если ответ был да, то о большем мы не могли бы и мечтать ни для себя, ни для наших сыновей.

4.Обмнимайтесь чаще!

Юлия Гиппенретер: «Обнимайте ребенка несколько раз в день, 4 объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день!И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому».

Основатель школы «Ла Трачча» в Бергамо и отец четверых детей Франко Нембрини – один из лучших педагогов современности. Мы выбрали из его книги «От отца к сыну» самые яркие высказывания об отцовстве и воспитании

Секрет воспитания парадоксальным образом состоит в том, чтобы о воспитании не заботится. Не концентрироваться на проблеме воспитания. Ведь если для тебя оно образует проблему, то и дети будут ощущать его как проблему.

Никогда не бойтесь ошибиться. Ведь для своих детей мы лучшие в мире родители. Не стоит пытаться им внушить представление об идеальном последовательном отце – они все равно не дадут себя обмануть.

Помните !!!, вы – лучшие в мире родители! Даже если вы допустили ошибку, это не наносит детям психологической травмы. Их травмирует ощущение того, что они идут по зыбучим пескам, неуверенность на лицах родителей, ощущение того, что их дом может рухнуть от любого порыва ветра.

Когда родители начинают задавать вопрос: «Ну, и что в этом плохого?» — битва проиграна. Вопрос: Что плохого? – это капитуляция. Настоящий воспитатель спрашивает «Что в этом хорошего?».

Проблема воспитания – взрослые, а не дети. Воспитав родителя, можно уже начинать задумываться о воспитании детей.

Чтобы познать добро и зло, не нужно испытывать зло. Если я должен объяснить ребенку, что огонь обжигает, мне вовсе не нужно десять раз прикладывать его ладонь к плите. Вовсе не обязательно пробовать все без разбора. У ребенка есть право на то, чтобы переживать разумное, доброе и прекрасное.

Если бездействуешь ты, то в дело воспитания вмешается среда – и твой сын чем-то обязательно да заполнит свои мозги. Либо тем, что предлагаешь ему ты, либо чем-то другим. Ты, воспитатель, должен быть на посту, у тебя должно быть столько предложений, что не хватит и дня, чтобы реализовать все твои великие задумки, не хватит недели и целых каникул.

Невозможно воспитывать кого-либо, если ты сам не получаешь постоянного воспитания. Воспитатель – это прежде всего воспитуемый, тот, кто позволяет себя воспитывать.

Очень сложно донести до подростков, что влюбленность можно переживать по-разному, а не только так, как ее показывают по телевизору. Нам изгадили даже короля Артура и мага Мерлина. Недавно вышел фильм, где мускулистый король Артур, кажется, только что оторвал ноги от серфинга и в поведении ничем не отличается от обычных подростков.

Дети появляются на свет такими же, как и сто или тысячу лет назад. С тем же сердцем, желанием, разумом, что и всегда. В них всегда живет негасимое желание истины, добра, красоты, желание быть счастливыми. Но каких отцов, каких учителей, как свидетелей реальности своих убеждений они видят перед собой?

Почему в детстве я желал стать таким, как мой отец? Потому что я чувствовал, что он знает вещи, которые в жизни знать важно. Он знал что такое добро и зло, истина и ложь, радость и боль, жизнь и смерть. Без длинных проповедей он подводил меня к положительному видению существования, его жизнь была живым свидетельством о познанной Истине.

Современные дети вырастают и никто не предлагает им «гипотезу объяснения реальности». Поэтому их так переполняют страх, нерешительность и грусть, и поэтому они так часто становятся жестокими. Ведь мы, взрослые, знаем: невозможно долго быть грустными и не стать злыми. Грусть наших детей – дитя нашей грусти, их незаинтересованность – порождение скуки, охватившей нас самих.

Секрет воспитания, мне кажется состоит в следующем: дети смотрят на тебя.Когда они играют, они не просто играют; что бы они не делали, на самом деле краешком глаза, они всегда смотрят на тебя. И если они видят в тебе радость и силу перед лицом реальности, то это единственное средство в твоем распоряжении для их воспитания.

Для воспитания почти не нужно слов. Вернее, единственные слова, которые в воспитании имеют смысл – это ответы на вопросы, которые ставятся детьми. Никогда не нужно давать ответов на те вопросы, которые дети не ставят, не ощущают.

Воспитание – это передача нашего опыта счастья, а не ценностей и правил